Особенности изучения курса ОРКСЭ в ГБОУ СОШ 512

Основные особенности изучения курса ОРКСЭ в СОШ № 512:

  • Преподают  курс учителя, в обязательном порядке прошедшие переподготовку и обучение;
  • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
  • Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
  • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

1) Отечество
2) семья
3) культурная традиция

На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса:

  • - Направлен на укрепление сотрудничества государства, школы и семьи;
  • - Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей; (есть сквозные темы, в частности тема «Россия — наша Родина», с изучения данной темы начинаются все 6 модулей )
  • - Курс безоценочный, но зачётный. Каждый обучающийся индивидуально или в группе создаёт проект и его защищает.
  • - Класс делится на группы при проведении занятий по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» при выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и более модулей.
  • - Предусматривается, что на нескольких последних уроках обучающиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
  • - Связь курса со школьными науками (предметами):

- окружающий мир;
- история;
- обществознание;
- литература.

  • Курс изучается в течении всего учебного года  по 1 часу в неделю.

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и  эмоционально -нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее  осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной  деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных  технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей  и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

ORKSE 8 

В 2010 году были выпущены учебные пособия по всем модулям и их электронное сопровождение:

  • Кураев А. В. Основы православной культуры, 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010
  • Латышина Д. И. , Муртазин М. Ф. Основы исламской культур. 4-5 классы , учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010
  • Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010
  • Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010
  •  Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы , учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010
  • Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики. 4-5 классы , учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010

 Положительные эффекты

ORKSE 9Курс ОРКСЭ способен сконцентрировать весь опыт системы воспитательной работы образовательных организаций, направленный: на воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, к ее людям, их труду; усвоение нравственных ценностей; развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважения к другим культурам. 

Ценность данного курса в том, что он способен «присоединить» к школе семью, т.к. осмысление обучающимися разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без участия родителей. Все это консолидирует усилие всех участников образовательного процесса и делает его более эффективным.

Преподавание данного курса ведет к достижению обучающимися метапредметных и личностных результатов. Осваиваемые ими в рамках изучения этого курса способы деятельности оказываются востребованными и полезными при обучении в основной школе.